Re: Porta-Jump!
#5
Развод однозначно.
Немного теории.
В стационарных условиях АКБ можно заряжать двумя способами – при постоянной силе тока или при постоянном напряжении. Для автомобильных кислотных аккумуляторов чаще всего применяется заряд от источника постоянного тока, напряжение которого больше напряжения заряжаемой батареи.
Заряд при постоянной силе тока осуществляется посредством зарядного устройства, которое включает реостат или другие регуляторы (например, тиристорные, автоматически поддерживающие среднее значение тока заряда) и обеспечивает полный заряд АКБ. Недостаток этого метода заключается в обильном газовыделении в конце заряда, что сопровождается разбрызгиванием электролита. Избежать этого нежелательного явления можно, используя двухступенчатый заряд. Величина тока первой ступени обычно устанавливается равной 10% от номинальной (С ном) емкости батареи (например, для аккумулятора 55 А.ч ток первой ступени составит 5,5 А). Исправная АКБ при этом за 4 - 6 часов «набирает» до 90% своей емкости. Затем ток уменьшают в 2-3 раза и продолжают процесс до полного заряда аккумулятора. Степень заряда определяют с помощью кислотомера: у полностью заряженной АКБ плотность электролита, достигнув определенного уровня, в течение дополнительных часов заряда не увеличивается.
Заряд при постоянном напряжении отличается простотой, ведь для его поддержания не нужны регулирующие устройства: АКБ подключают к источнику питания с постоянным напряжением. В процессе заряда ток устанавливается «автоматически»: с увеличением электродвижущей силы аккумулятора начальный большой ток постепенно уменьшается и к концу заряда понижается практически до нуля. Такой режим исключает бурное газовыделение и позволяет зарядить АКБ на 90–95%. Для 12-вольтовой батареи напряжение заряда составляет 14,4 -15,0 В.
Этот способ тоже не лишен недостатков: вследствие большой силы тока в начале заряда возможен перегрев сильно разряженной батареи. В условиях низких температур из-за резкого увеличения внутреннего сопротивления батареи заряд также затрудняется.
В режиме постоянного напряжения работают автомобильные системы подзаряда аккумуляторов, установленных на машинах. Так как полный заряд (тем более перезаряд) АКБ в данном случае невозможен, рекомендуется периодически (1-2 раза в сезон) проводить полный заряд батареи от стационарного зарядного устройства при постоянной силе тока.
Уравнительный заряд производится токами величиной 3–5% Сном для выравнивания плотности электролита в различных банках АКБ, восстановления рабочего вещества пластин, нейтрализации последствий глубоких разрядов батареи и уменьшения уровня возможной сульфатации электродов. Обычно такому заряду подвергаются аккумуляторы, заряженные на 90–95%, а заканчивают его через 2-3 часа после установления постоянной плотности электролита.
Подзаряд малыми токами осуществляется для компенсации емкости, теряемой батареей в процессе саморазряда. Производится он при постоянной силе тока в 1,5–2,5% Сном. Подзаряд малыми токами позволяет в течение длительного времени поддерживать батарею в заряженном состоянии, но при этом ускоряет процесс коррозии решеток пластин положительных электродов. Поэтому такой процедуре следует подвергать только исправные и полностью заряженные АКБ, а время подзаряда не должно превышать 10-12 часов.
Заряд асимметричным импульсным током позволяет сократить время заряда на 10–15% и замедлить процессы «старения» АКБ. Из-за сложности устройств, обеспечивающих необходимые параметры зарядного тока, метод заряда автомобильных кислотных аккумуляторов импульсным током широкого распространения не получил.
Форсированный заряд применяют для быстрого восстановления работоспособности сильно разряженной батареи. Величина зарядного тока при этом составляет 70% от Сном
(например, для АКБ в 55 А.ч ток заряда составит 38,5 А). Время форсированного заряда должно быть тем меньше, чем больше сила тока заряда – например, 90 мин при токе 30% Сном, 45 мин при токе 50% Сном и 30 мин при токе 70% Сном.
Если температура электролита повышается до 40° С, заряд необходимо прекратить – во избежание повреждения активной массы пластин. Форсированный заряд применяют только в исключительных случаях, так как он приводит к уменьшению срока службы батареи.